СУХОМЛИНСКИИ

СУХОМЛИНСКИИ
Василий Александрович (1918—1970) — украинский педагог и психолог, специалист по проблемам практической педагогики (руководство школой, профессиональное мастерство учителя, проблемы разностороннего воспитания детей и т.п.). Ученик и последователь А.С. Макаренко. Чл.-кор. АПН РСФСР (1957), с 1968 г. -АПН СССР. Канд. пед. наук (1955). Засл. учитель УССР (1958), награжден медалью А.С. Макаренко (1965). Лауреат Государственной премии Правительства Украины (1974). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами за боевые заслуги. Окончил заочно Полтавский учительский ин-т (1938). Профессиональную педагогическую деятельность начинал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. С июля 1941 г. был призван в армию, воевал на Западном и Калининском фронтах. После ранения и эвакогоспиталя был направлен работать директором школы пос.Ува Удмуртской АССР (1942-1944). После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944—1948 гг. возглавлял Онуфри-евский РОНО. С 1948-1970 гг. -директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. Работая директором, создал целостную педагогическую систему, основывающуюся на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования, на создании специальной воспитывающей среды. Психолого-педагогическая суть наследия С. — это конкретная теория и практика реального гуманизма, направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. Воспитание — это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, считал С. В 50-е гг. разрабатывал эффективные пути соединения физического и умственного труда как средства развития личности, а не только пути подготовки к профессии. В 1955 г. защитил канд. дис: Директор школы— организатор учебно-воспитательного процесса. Продолжая традиции коллективистской педагогики А.С. Макаренко, решал проблему коллективличность с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах. Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечал, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является забота человека о человеке, ответственность человека за человека. С начала 1950-х гг. в школе под руководством С. работал Родительский университет, а для учителей велся Психологический семинар . Одним из первых в нашей стране С. начал работу с шестилетними детьми, создав для них Школу радости, где с помощью новых психолого-педагогических форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как Человековедение, сам организовал такой спецкурс для старшеклассников. Ввел в широкое употребление понятия воспитуемость личности, коллективная духовная жизнь, интеллектуальный фон класса, эмоциональная грамотность и, наоборот, невежество коллектива,— это позволило педагогам, психологам, решающим вопросы воспитания, более глубоко и всесторонне подходить к организации жизни школьного коллектива и личности учащихся (О воспитании, 1973). Мир вступает в век Человека, — резюмировал С. суть своих трудов и своего времени. Суть педагогики самого С. можно определить как гражданственность и человечность (Азаров Ю.П.). С 1972 г. при Павлышской школе, которой было присвоено имя С, открыт мемориально-педагогический музей его памяти. Труды С. изданы собраниями сочиненй и отдельными книгами: Избр. произв., т. 1-5, Киев, (1979-1980); Избр. пед. соч., т. 1-3, М.,(1979-1981); Родина и сердце , М., (1980); Потребность человека в человеке, М., (1981); Об умственном воспитании , Киев, (1983); Хрестоматия по этике, М., (1990); Человеческая личность неповторима, Курск, (1991) и др. Н.Л. Карпова


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»